|
СТАТЬИ
|
Этот проект был подготовлен Центральной детской библиотекой г. Балея в 2008 году. Автор идеи - Акулова И.Г.
Сегодня мы решили возродить эту идею и найти ей спонсоров среди людей неравнодушных.
Идея проекта очень проста - в Центральном городском парке г.Балея на столбах разместить 3-4 колокола громкоговорителя. Соединить их в единую сеть и подключить к серверу в центральной Детской библиотеке.
Совместно с активистами Школы №5 и Педагогического коледжа организовать запись коротких информационных репортажей о жизни Балея и сел Балейского района. Собрать все репортажи в единый информационный блок и транслировать его в парке. Добавить к информационным блокам музыкальные включения с записями Балейских рок-групп, популярных композиций и познавательных передач.
Денег у администрации на приобретение громкоговорителей и проводов, конечно нет. А дело хорошее.
Если Вы согласны с авторами проекта - свою поддержку правильнее выразить перечислением посильной суммы на счет проекта в ЯндексДеньгах.
Надеемся всем миром нам удастся создать голос Центральному городскому парку.
(Общая стоимость всех работ 56000 руб.)
Как оформить идею в проект
|
Постановка проблемы
Проблема, решаемая в проекте, должна быть определена настолько конкретно, насколько возможно. Выявив нежелательную ситуацию, важно зафиксировать «норму» - это поможет в дальнейшем сформулировать общую цель проекта в положительном ключе, создать позитивное «видение» проекта.
Анализ проблемы: с чего начать?
Первый шаг, который вам предстоит сделать при подготовке любого проекта - это суметь четко сформулировать проблему, с которой вы собираетесь работать. Что это значит четко сформулировать проблему?
Каждая проблема или явление включает в себя множество факторов, из которых, собственно, она и складывается. Любую проблему можно схематично отобразить в виде дерева:
• Корни = коренные причины проблемы
• Ствол = проблема
• Ветки = последствия проблемы
Как правило, грантозаявитель должен проанализировать ту проблему, которую он будет решать с помощью финансов грантодателя. Здесь важно соблюсти принцип разумности – с одной стороны, изложение проблемы должно выходить за рамки простой констатации факта, например, «в городе Балей высок уровень безработицы». С другой стороны – должен быть дан сжатый анализ факторов, влияющих на существование и развитие данной проблемы, что отражает реальное понимание организацией-грантозаявителем ситуации в целом. Какие факторы, кроме отсутствия средств или недостаточного финансирования, вызывают эту проблему. К таким факторам можно отнести существующую законодательную базу, распространяющуюся на сферу данной проблемы, эффективные/неэффективные механизмы применения законов, информированность населения о существовании такой проблемы, правовая, экологическая грамотность/неграмотность населения, признание обществом существования данной проблемы, желание граждан влиять на политику местной администрации, готовность и умение работать конструктивно с местной властью, бизнесом, журналистами тому подобное. Соблюдение принципа разумности, таким образом, позволит не уходить в далекое прошлое проблемы, в тоже время, признать ее историческое существование и связь с современной ситуацией.
Другой принцип – реалистичности – адекватная оценка предполагаемого объема работы в соответствии с количеством участников проекта, охватом территории, запрашиваемой суммы. «Даешь решение всех мировых проблем в ближайшие полгода!» здесь не работает!
Важно, чтобы организация-заявитель/инициативная группа, подающая заявку на конкурс, показала, что заявленная проблема лежит в сфере профессиональных интересов грантозаявителей, а также полностью соотносится с целями данного конкурса.
Типичная ошибка в разных проектах состоит в том, что незаметно мы подменяем главную цель, то, ради чего мы разработали эту программу, что пытаемся изменить. Посудите сами, если наша цель прекратить случаи кишечных заболеваний среди детей, то борьба с загрязняющим предприятием только израсходует наши ресурсы и не решит проблему детской заболеваемости. При этом образовательная кампания среди населения, которая научит родителей простым способам, как обезопасить своих детей, решит эту проблему. Тем не менее, вы справедливо можете возразить, что источник заболевания - грязная вода и предприятие ее загрязняющее - не ликвидированы. Да это так, но это уже другая цель и средства для ее решения вы будете выбирать совершенно иные.
Если для образовательной кампании как обезопасить питьевую воду достаточно материалов в средствах массовой информации, образовательных брошюр и встреч с родителями, то для решения двух других проблем необходимо принять законные акты, добиться их исполнения, возможно строительство очистных сооружений, перепрофилирование производства и так далее. У вас наверняка уйдет уйма времени, прежде чем вы сумеете добиться всего этого. А как же болеющие дети? Все это время им придется ждать. Ждать, возможно, несколько недель или месяцев пока будет принято решение, несколько месяцев или лет, пока эти решения будут исполнены, еще несколько месяцев пока построят очистные сооружения и вода станет достаточно чистой в водозаборе. Правило большего пальца при разработке проекта состоит в следующем: большая победа складывается из ряда последовательных маленьких побед, поэтому в каждый конкретный момент времени вы решаете только ОДНУ задачу, и каждая конкретная задача требует своих методов решения.
Можно ли решать несколько задач одновременно? Да, конечно, если у вас достаточно ресурсов. Только помните, что это параллельные задачи, которые требуют различных подходов для решения, различных ресурсов, различных временных затрат и у которых различные шансы на успех. И все-таки, согласитесь, что вести борьбу с загрязнителем вам будет намного комфортнее, если вы будете знать, что благодаря вашим усилиям, дети перестали болеть. Да голос ваш будет намного весомее, поскольку вы наверняка повысите свои авторитет среди тех, кому помогли.
Анализ проблемы
1. Кратко опишите выбранную вами проблему. Если нужно, поясните использованные в описании термины и понятия.
2. Узнайте историю проблемы. Определите, насколько она серьезна и насколько срочным должно быть ее решение. Обозначьте ее уровень (местная, региональная. национальная, международная). Оцените проявления проблемы на других уровнях (связи между уровнями).
3. Изучите социальные аспекты проблемы - как она сказывается на жизни людей и. возможно, почему они поступают так, а не иначе.
4. Узнайте, какое существует правовое регулирование, кем это регулирование осуществляется и кто его инициатор.
5. Разберитесь в экономических интересах - кто заинтересован в сложившейся ситуации.
6. Рассмотрите разнообразные альтернативные решения проблемы. Поинтересуйтесь,
какие меры уже предпринимаются или предпринимались ранее и почему они не работают или работают только отчасти.
7. Проанализируйте, какие группы населения, общественные институты, организации вовлечены в эту проблему. Кто принимает решения по этой проблеме? Кто из них признал существование проблемы? Кто из них готов считаться с предлагаемым вами аспектом проблемы?
8. Сделайте обзор следствий и причин проблемы (постройте «дерево анализа»). Задавая последовательно вопрос «почему», вы определяете несколько рядов подпроблем, переходя каждый раз на новый уровень, полученное «дерево» дает обзор многих проблем.
В вашей заявке формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у Вас денег - это не проблема. Это очевидно из самого факта обращения за финансовой помощью. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства?
He считайте, что все хорошо осведомлены о серьезности Вашей проблемы. Старайтесь писать в расчете на человека, впервые в жизни слышащего о такой проблеме. Никогда не употребляйте никаких терминов, не разъяснив попутно их значения. Например, слово "Заказник" может быть совершенно незнакомо Вашему донору. В этом случае лучше пояснить, что речь идет об одном из типов особо охраняемых природных территорий, создаваемом местными органами власти с наложением определенных ограничений на типы природопользования.
Возможно, что Ваш донор хорошо осведомлен о важности проектов Вашего типа, тем не менее потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры. Не увлекайтесь цитатами - двух источников в этом разделе в большинстве случаев будет достаточно.
Помните, что постановка проблемы - не аналитическая научная статья! Сознательно исключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Избегайте наукообразных оборотов. Ваша задача заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Приводя данные научных исследований, не утомляйте читателя подробным описанием "аспектов дивергенции фенотипов аллопатически распространенных популяций некоторых бореальных представителей семейства Phocidae", а лучше скажите, что собирали материал о различиях во внешнем облике каспийского тюленя и байкальской нерпы.
В разделе "Постановка проблемы" Вы должны:
• логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь решить;
• четко определить весь круг проблем, над которыми Вы собираетесь работать;
• убедить читателя в том, что Ваша задача в принципе выполнима, то есть ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определенную сумму;
• подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов -статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области, и др.;
• быть реалистичным - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.
Широко распространена ошибка: многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения.
Критерии оценки раздела "Постановка проблемы":
1) описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта;
2) ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.
3) Насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай)?
4) Насколько связана с целями и задачами организации-заявителя?
5) Разумность масштаба работ - не делаются ли попытки решить все мировые проблемы сразу?
6) Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники (1-5), советами экспертов.
7) Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.
8) Раздел не содержит голословных утверждений.
9) Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели (goals) - это наиболее общие утверждения о Ваших намерениях типа: прекратить сбор и продажу редких видов дикорастущих растений; создать службу мониторинга; обеспечить сохранение уникального ландшафта.
Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях Вы должны четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.
В формулировке цели важно помнить, что первое слово, как правило, показывает на процесс, действие: «сократить», «обучить», «расширить», «увеличить», «активизировать», «вовлечь» и тому подобное.
Задачи (objectives) - конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе "Постановка проблемы". Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть. Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются показателями. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект. Когда мы говорим в проекте об "усилении", "улучшении" и "увеличении" чего-либо, то неясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословным, и нужны показатели. Утверждать, что эффект нельзя измерить, что Вы не можете подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта.
Основные характеристики задач проекта:
• должны быть четко сформулированы;
• всегда конкретизируют цель проекта;
• логически направлены на достижение цели данного проекта;
• эффективно отражают деятельность по проекту;
• как правило, указывают целевые группы или благополучателей проекта (благополучатели могут быть прямыми или косвенными);
• поддаются определенным измерениям;
• зачастую наглядно выражены;
• являются основой для оценки перспектив выполненного проекта
В данном разделе уместно применение глаголов «провести», «организовать», «изготовить», «уменьшить» и тому подобное
Критерии оценки раздела "Цели и задачи":
1) описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные частные результаты и они заметно отличаются друг от друга.
2) Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.
3) Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.
4) По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.
5) Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены.
6) Цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению.
7) Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта.
8) Указывается срок достижения целей.
9) Язык ясен и четок.
10) Постановку задач авторы не путают с методами их решения.
Оценка ситуации
Как правило, организации редко удается в одни и те же сроки заниматься решением одной задачи. Но для того, чтобы правильно распределить ресурсы нам нужно понять что у нас есть и что нужно и можно дополнительно привлечь.
Целевые группы
Всегда важно знать и понимать на кого направлен проект, кто получит от него пользу. Как правило, те на кого направлен ваш проект будут вашей основной целевой группой.
Основные целевые группы
Целевой группой (мишенью) всегда является личность и никогда - организация.
• Люди, для которых вы работаете
• Какое влияние вы имеете на этих людей?
• Что нужно сделать, чтобы приобрести на них влияние?
Вторичные целевые группы - группы, оказывающие влияние на основные группы.
• Кто влияет на людей, принимающих решение (располагающих властью дать вам то, чего вы добиваетесь)?
• Какое влияние вы имеете на этих людей?
• Что необходимо сделать, чтобы приобрести на них влияние?
Анализ значимого окружения
1. Напишите перечень организаций, групп или отдельных людей, которые составляют значимое окружение Вашей организации/отряда (перечислите элементы значимого окружения):
- потребляют услуги
- имеют влияние на организацию,
- имеют власть,
- имеют ресурсы, важные организации и т.д.
2. Для каждого элемента значимого окружения ответьте на следующие вопросы:
- что они (он, она) ожидают от нас (нашей организации)?
- что они (он, она) предлагают нам (нашей организации)?
- что мы (
E-mail:
|